Тамара (mtv59) wrote,
Тамара
mtv59

Categories:

Волошин Максимилиан Александрович (1872-1933).

Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877, Киев — 11августа 1932, Коктебель) — русский художник и поэт-символист, литературный критик и искусствовед, мистик, философ и журналист.

Maximilian_Voloshin (257x416, 55Kb)
Волошин Максимилиан Александрович (1872-1933).

Особенности творчества художника Максимилиана Волошина: Волошин-художник связан с землей Крыма и Коктебеля, ее древним сложным рельефом, с мощными стихиями. Акварели с крымскими пейзажами он писал по памяти — в них нет географической точности, эта точность — геологическая, философская, пантеистическая.



Известные картины Максимилиана Волошина: «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь», «Холмы из мрамора и горы из стекла», «Настороженная земля».


Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь. 1929
Бумага, акварель. 17 x 31 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского


Холмы из мрамора и горы из стекла. 1929
Бумага, акварель. 25 x 34 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Максимилиан Александрович Волошин. Настороженная земля  [1928]
Настороженная земля, 1928

Максимилиан Волошин — поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт.
Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.



Сумасбродный мистификатор и глубокий философ, он с азартом создавал легенду о феерическом поэте-призраке, в начале XX века умудрился стреляться на дуэли и играючи воплотил мечту многих поколений художников об идиллической общине людей искусства, где они смогут дни напролет ходить по горам в венках и балахонах, загорать у моря, общаться, рисовать и читать вслух стихи, питаться вдохновением напрямую от самой земли, влюбляться и паясничать.

У Макса в Доме поэта в Коктебеле за одно лето могли побывать 400 гостей. Необъяснимая способность очаровывать людей и путешествовать почти без денег превратила биографию Волошина в насыщенный встречами и откровениями путь, всегда физический, интеллектуальный и духовный.

ПЕРВОЕ РОЖДЕНИЕ: Киев, Москва, Феодосия

Когда в юности Макса увлекла философия буддизма, он не только получил первый религиозный опыт, но и понял кое-что о себе самом: он на земле «в первый раз: до такой степени мне все ново и интересно». О страстном желании «все видеть, все понять, все знать, все пережить», о жажде жизни и искреннем детском восторге Макса вспоминают многие его друзья. В парижском артистическом обществе этому грузному кудрявому юноше с сияющими глазами дали прозвище «Monsieur c’est très intéressant!» («Господин это очень интересно!»).

Эту способность удивляться Волошин сохранил до последних лет жизни. И до тошноты скучно ему было за все эти годы только в гимназии, причем, в любой. Сначала в частной московской, потом, когда денег у матери на «лучшее» образование перестало хватать, — в казенной столичной. Третья попытка — гимназия феодосийская. И все та же беспросветная тоска, ощущение потерянного времени и плохие отметки. Максу скучно.

Мать Волошина, Елена Оттобальдовна, будущая хозяйка его коктебельского дома, своенравная, свободолюбивая Пра (праматерь), происходила из обрусевших немцев. Она ушла от мужа с двухлетним Максом, уехала из Киева в Севастополь, работала на телеграфе и жила в постоянной нужде то у знакомых, то снимая комнаты. У Макса не было игрушек, но у его матери была библиотека. У него не было паровозов и лошадок, но была огромная фантазия: заклинания, фантастические истории и заколдованные места, которые с трепетом обходил стороной. Макс сам в 5 лет научился читать по газетным заголовкам, знал наизусть и проникновенно декламировал Лермонтова, Пушкина, Некрасова, не понимая значения половины произносимых слов. А домашним образованием маленького Волошина занимался студент Никандр Туркин, приглашенный к старшим детям в доме Вяземских, у которых его мать снимала квартиру. От Туркина семилетний Волошин узнал об Эдгаре По, Гомере, Достоевском, буддизме и Дон Жуане, а для самостоятельной работы мог получить, например, такую тему сочинения: «описать Кавказ по Пушкину в этнографическом и географическом аспектах».

На юридическом факультете Московского университета Макс тоже проучился недолго, два года, и был сослан в Феодосию за участие в студенческих беспорядках. Своим правом на восстановление через год он не воспользовался и начал всерьез мечтать о Европе — обладая завидной способностью к самоорганизации, всю жизнь он будет учиться сам, выбирая библиотеки, темы, лекции, музеи и учителей.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РОЖДЕНИЕ: Париж

Макс затеял путешествие в Европу, привлек двоих друзей, уверив и будущих своих попутчиков, и мать, что «останавливаясь на постоялых дворах и в ночлежных домах и питаясь преимущественно хлебом, молоком и другой примитивной пищей», можно вполне обходиться двумя франками в день. Мюнхен, Мургау, Милан, Геную, Пизу, Рим, Неаполь, Константинополь Макс исходил ногами, описал стихами. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», — напишет он матери уже из следующего путешествия, самого главного — из города, который он вдохнул в себя полностью, во всех его эпохах и историях, во всех его красках и словах, из Парижа.

Он учится взахлеб, в Луврской школе музееведения, в Сорбонне, пишет с натуры в академии Каларосси, учится рисовать в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, он мечтает об искусствоведении и становится корреспондентом, пишущим о художественной жизни Парижа в русских журналах.

Макс знает Париж наизусть, музеи и театры, дороги и набережные, язык и поэтов, он устраивает захватывающие прогулки по городу многочисленным друзьям и единомышленникам.
Когда Волошин будет отчаянно влюблен, неуверен во взаимности, истерзан недомолвками и дружески спокойным отношением, он привезет свою любимую и будущую жену Маргариту Сабашникову сюда, в Париж. Печальная, талантливая художница, часто страдающая от необоснованных тревог и видений смерти Маргоря пугается Макса, ей странна волошинская веселость, ее раздражает его манера говорить, его чудаковатая одежда, а главное — она отталкивает любого, кто ее полюбит. Он много раз писал ей прощальные письма, не в силах больше надеяться без обещаний. И по первому зову или нарочно оброненному ласковому слову снова бросался с головой в эти мучительные отношения.

Макс и Маргарита была женаты совсем недолго, когда их увлекает Петербург. Супруги поселятся в одном доме с Вячеславом Ивановым, знаменитым поэтом-символистом. Здесь в ивановской «Башне» звучит новая поэзия, здесь богемная молодежь создает романы из собственных жизней. Маргарита уйдет от Макса очень скоро в соблазнительный и пугающий любовный треугольник Иванова и его жены.

ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ: Коктебель


Волошин Максимилиан Александрович ( 1877 - 1932).
Портрет работы М.Зайцева. Коктебель. 1925г

Волошин построил дом в Коктебеле еще в 1903 году и долго шел к своей главной родине и главному месту на земле.


Облака над Коктебелем. 1930
Бумага, акварель. 18 x 24 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

Пра здесь ходит в шароварах, Макс в балахоне-рубахе, артистические дачники-«обормоты» нагоняют ужас на местных крестьян и соседей. Они купаются по ночам нагишом, разыгрывают спектакли и все время читают стихи. В этом знойном, соленом воздухе рождается главная авантюра Волошина и поэтессы Лилии Дмитриевой — загадочная Черубина де Габриак. Эта мистификация закончится печально — дуэлью Волошина и Гумилева, от которой пострадает только сама Черубина. Коктебель — это летом, а с осени Макс начинает колесить по России и Европе с лекциями о литературе и искусстве. Трудно было найти образованного человека в России, который бы хоть раз не побывал на лекции Волошина.


Коктебель. 1932
Бумага, акварель. 22 x 32 см
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Когда Крым станет плацдармом жестокой гражданской войны, эта известность спасет жизнь не только Максу. Став самым откровенным и беспощадным поэтическим летописцем войны, Волошин уверен, что побеждать нужно саму войну, а не противника. Он прячет на чердаке Дома поэта и в собственной постели красных — когда Крым захватывают белые, а потом белых — когда в Крыму разразится террор красных. Его узнают и уважают генералы и комиссары. Переговоры об освобождении заключенного ученого или поэта часто заканчиваются беседой и стихами. Существует легендарная история о красном комиссаре, который разрешал Волошину из расстрельных списков вычеркивать каждого десятого.


Тревожный ветр клубится над землею. 1928
Бумага, акварель. 26 x 35 см
Симферопольский художественный музей

Крымские хроники начала 20-х годов начинаются с сухой фразы «в Крыму голод». Гонорары за статьи, доезжая из Москвы в Крым, обесцениваются в сотни раз. Акварели продаются хорошо, Макс, врастая корнями в крымскую землю, питается ее силой и пишет портреты этой земли.


Мои долины лукоморья, мои полынные холмы. 1927
Бумага, акварель. 24 x 34 см
Симферопольский художественный музей


волошин Неспокойные воды залива и громады седых облаков. 1925
Неспокойные воды залива и громады седых облаков. 1925
Бумага, акварель. 27 x 35 см
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

Земля принимает и слышит своего художника, благодарно открывая тайны и награждая встречами. Так появится в его жизни Мария Заболоцкая, вторая жена и хозяйка в Доме поэта: «Хронологически ей 34 года, духовно 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Глубоко по-православному религиозна… Ее любовь для меня величайшее счастье и радость».


Бархат и парча. 1928
Бумага, акварель. 25 x 35 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

800px-Kustodiev_Voloshin (566x700, 113Kb)
Б. М. Кустодиев. Портрет Волошина, 1924

Макс Волошин умер на руках жены в Коктебеле, в полдень, в августе, в свое любимое время года и дня. Гора, на которой его похоронили, сейчас называется Волошинской.

800px-MaximilianVoloshinGrave00 (700x525, 126Kb)
Могила Максимилиана и Марии Волошиных (Коктебель)

Автор: Анна Сидельникова

https://artchive.ru/artists/2018~Maksimilian_Aleksandrovich_Voloshin
http://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_gallery_voloshin_01.htm
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Волошин Максимилиан Александрович ( 1877 - 1932).
https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post390362811/
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Волошин Максимилиан Александрович ( 1877 - 1932), часть 2.
https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post390676299/

Серия сообщений "Аquarelle2":
Часть 1 - Есть такие места, где не хочется думать... Мастер пастели художник Лоренсо Рапелли / Lorenzo Rappelli (Италия - Франция, 1935).
Часть 2 - Дай, Бог, нам мудрой тишины. Акварель Jose Luis Lоpez "Kubi" (Испания, Португалете).
...
Часть 23 - Если станешь следовать за мечтой... Художник Горбачева Евгения / Gorbacheva Evgenia (Россия, 1985).
Часть 24 - Спасибо малому цветку... Акварель Joëlle Krupa-Astruc / Жоэль Крупа-Аструк (Франция).
Часть 25 - Волошин Максимилиан Александрович (1872-1933).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments