Тамара (mtv59) wrote,
Тамара
mtv59

Categories:

Дай припасть к руке твоей, Россия... Художник Остроухов Илья Семенович (Россия, 1858-1929).

Автор - ovenca. Это цитата этого сообщения

 

 
20 июля 1858 года (162 года назад) родился известный русский живописец и выдающийся коллекционер Остроухов Илья Семенович. Природа так щедро и разносторонне одарила Илью Семеновича, что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Одно время современники даже возлагали на него большие надежды, чем на Левитана.
 
К сожалению, в интернете не так много оказалось работ хорошего качества и размера.
 
В Абрамцевском парке. 1885
 
M.Jarre - Lara's Theme Doctor Zhivago

 
... Видел я не раз иные дали, Но мечтал лишь об одном, любя, - Чтоб друзья и недруги сказали, Что характером я весь в тебя. Мне таить перед тобой не надо, Где я плакал, где дарил цветы. Всё, что скрыто от чужого взгляда, Материнским сердцем чуешь ты. Освежит виски мои седые Лишь твоя певучая струя. Дай припасть к руке твоей, Россия, Вечная заботница моя!
 
Николай Рыленков, 1965
 
Дождит. 1895
 
Вечер. 1880
 
 
Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями.
Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские.
 
 
Цветущая яблоня. 1918
 
Ландшафтный пейзаж. 1885
 
 
В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс. После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело. Если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А.И.Мамонтова.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Очерки понравились, понравился и юный автор. С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой.
 
 
Лес. 1887
 
Лесная заводь. 1890-е
 
 
В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей, их создающих. В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых - целая эпоха в русском искусстве: Репин и Поленов, Левитан и Васнецов‚ Врубель и Нестеров.
Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства. 
 
 
Летний пейзаж с рекой. 1887
 
Море
 
 
Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Ему исполнился тогда двадцать один год, и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка.
Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами.
 
 
Осенний пейзаж. 1886
 
Пейзаж с водой. 1906
 
 
Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Первым его учителем был художник-передвижник А.А.Киселев, учитель детей Мамонтовых. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работа акварелью...
Первое же свое произведение Остроухов выполнил маслом, это была копия пейзажа Л.Л.Каменева
Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Каково было его изумление, когда он увидел, что ученик грамотно выполнил копию, разобрался в технике живописи. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
 
 
Речка в полдень (Купавы на пруду). 1892
 
Последний снег. 1891
 
 
Именно в это время он познакомился с юным Валентином Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Успехами начинающего живописца заинтересовался И.Е.Репин. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. Также Остроухов руководствовался рекомендациями И.И. Шишкина. Чтобы овладеть мастерством художника, он в начале восьмидесятых отправляется в Санкт-Петербург, где берет уроки у П.П.Чистякова.
 
 
Ранней весной. 1887
 
Последний снег. Абрамцево. 1887
 
 
Школа Чистякова была для Остроухова важнее учебы в Академии художеств, в которую он пытался было поступить. Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Нельзя не упомянуть еще об одном учителе Остроухова, художнике В.Д.Поленове. Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. было подлинным откровением. 
 
 
Ранняя весна. 1910
 
Первая зелень. 1888
 
 
Большую роль в становлении Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой. Остроухов, живя летом в Абрамцеве, писал с натуры так упорно и много, что это стало даже предметом шуток у Мамонтовых и их друзей. В 1887 году он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег». Молодой живописец был замечен критиками.
Известность приходит к художнику уже в середине восьмидесятых. Он работает в духе Левитана над «пейзажами настроения». Появляются картины «Первая зелень» и «Золотая осень». От работ Левитана эти полотна отличались тем, что на них отсутствовало левитановское ощущение драматизма бытия. Здесь присутствовала красота жизни, но без меланхолии.
 
 
Золотая осень. 1889
 
1Берёзы осенью. 1885 (466x700, 518Kb)Берёзы осенью. 1885 1Березы. 1921 (519x700, 606Kb)Березы. 1921
 
Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году. Она представляет собой панорамный пейзаж. Эта работа отличается повышенной степенью обобщенности, в ней выражается вся та гамма чувств, которые волнуют человека при взаимодействии с природой. На картине Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Полотно приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи.
 
 
Сиверко. 1890
 
 
 Эта картина так и осталась последним полотном Остроухова, которое имело большой успех. Остроухов как бы все сказал этим полотном. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. и уникальная подборка древнерусских икон.
 
 
Уральский пейзаж. 1909
 
Вечер на реке. 1893
 
 
Остроухов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, ему было присвоено звание академика петербургской Академии художеств. К началу Октябрьской революции 1917 года Остроухов владел огромным собранием древнерусских икон, замечательных картин русских художников XVIII-XIX веков.
Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». В 1918 году его частный музей был национализирован, а Остроухов назначен пожизненным хранителем своей коллекции. С 1920 года это собрание стало носить название — Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
 
 
Золотая осень (этюд). 1885
 
132939534_007_Alleya (483x699, 507Kb)Аллея 2Пейзаж с луной (500x700, 253Kb)Пейзаж с луной
 
 
Илья Семёнович Остроухов скончался 8 июля 1929 года в Москве и был похоронен на Даниловском кладбище. После смерти хранителя музей был расформирован, а его картины разошлись по различным художественным музеям, многие бесследно исчезли. Значительная часть коллекции икон Остроухова была отправлена в отдел древнерусского искусства Третьяковской галереи. В настоящее время в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположен музей «Русская литература XX века»
 
Текст составлен по материалам "Энциклопедии мировой живописи", выпуск 295
 
 
В парке. 1885
 
Аллея в парке. 1886
 
Гортензии. 1900
 
3Лесная поляна. 1885. (512x684, 351Kb)Лесная поляна. 1885 3Пруд. 1899 (4) (471x612, 188Kb)Пруд. 1899
 
Летний день. Купить работы автора – Остроухов Илья Семёнович
Летний день
 
Ранняя осень. Пасмурный день.
 
Портрет молодой женщины. 1890. (2) (420x680, 258Kb)Портрет молодой женщины. 1890 malchiki-italyancy (3) (515x700, 228Kb)Мальчики-итальянцы. 1888
 

serov-portret-i-s-ostrouhova (700x440, 137Kb)
Остроухов И.С. Портрет работы В. Серова (деталь)
 
 

 

Серия сообщений "Painting7":
Часть 1 - Окружающий мир – отражение нас самих. Художник У Гуаньчжун / Wu Guanzhong (Китай, 1919-2010).
Часть 2 - Самое важное в жизни – быть счастливым. Дети в живописи Марии Магдалины Остхейзен / Maria Magdalena Oosthuizen (ЮАР, 1972).
...
Часть 14 - И даль туманная тиха... Летние пейзажи художника Прядко Юрия (Украина, 1980) .
Часть 15 - Утром радостно проснулась Солнцу, небу улыбнулась...Алексей (Россия).
Часть 16 - Дай припасть к руке твоей, Россия... Художник Остроухов Илья Семенович (Россия, 1858-1929).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment