Вот это талантище!!! Вы только вдумайтесь: прожил всего 23 года, творил лишь 5 лет (при этом последние 2 года был уже серьезно болен), а наследие оставил такое, что не всякому маститому мастеру под силу! Смотрю и глазам не верю, когда же он успел накопить столько зрелости, зоркости, мудрости... Вот уж точно - художник от Бога!!! Только почему же он так рано забирает лучших...____________Широко ты, Русь, По лицу землиВ красе царственной Развернулася!Иван НикитинRussian Song "Ivushka"- Instrumental
Родился будущий художник в Гатчине под Петербургом в бедной семье мелкого почтового чиновника. Через год семья перебралась в Петербург. Всю жизнь Федору Александровичу пришлось выправлять документы, которые определили бы его общественное положение, т.к. он считался незаконнорожденным (родился до брака). Десяти лет Федор, с младенчества любивший срисовывать картинки из журналов, начал писать маслом. Удивительно звонкий и чистый голос мальчика, выделявшийся в местном церковном хоре, позволил ему бесплатно учиться в гимназии.
Но в двенадцать лет мальчик вынужден был пойти работать на Главпочтамт, чуть позже — писцом в Адмиралтейство. В 1865 году отец его умер, и пятнадцатилетний подросток стал главным кормильцем семьи: у Федора была сестра и два младших брата. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.Вскоре судьба свела Федора Васильева с Иваном Шишкиным, тогда уже признанным мастером живописи. Шишкин, влюбленный в сестру Федора, Евгению, мгновенно оценил масштаб таланта брата и, взяв его под свою опеку, стал ему наставником и другом, а в начале июня 1867 г., пригласил Васильева с собой на Валаам, на этюды. Суровая северная природа покорила юношу, и уже зимой вместе с работами И.И. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд семнадцатилетнего Васильева «Валаам. Kамни».Всех поражала не только одаренность художника, но и его интеллектуальные способности, увлечение музыкой, живой характер… Иван Крамской сравнивал молодого художника с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».Поначалу восприняв молодого человека настороженно из-за его «самоуверенных манер», Крамской вскоре крепко подружился с ним. И впрямь юноша был раскован, одевался с щегольством, на артельных четвергах мог блеснуть фортепианной пьесой, жизненная энергия переполняла его. Крамской одним из первых понял, что этот мальчик не по годам - вполне сформировавшаяся личность, а за его любовью к нарядам угадывалось желание скрыть свою нищету.В 1867 году Васильев окончил рисовальную школу, быстро вошел он на равных в число ведущих художников того времени и за два-три года достиг таких успехов, на завоевание которых у других уходила целая жизнь.Лето 1868 года художник провел вместе с Шишкиным в Константиновке под Петербургом. Сестра Федора Евгения Александровна становится женой Ивана Ивановича. Отныне художники связаны не только духовными, но и родственными узами. Федор работал много и жадно, картины появлялись одна за другой. Картина «Близ Красного села» получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.В начале июня следующего года известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое имение Знаменскoe. С тех пор меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, покровительствовал многообещающему дарованию и приглашал погостить в своих обширных имениях.В 1870 году Фёдор Васильев вместе с Ильей Репиным путешествовал по Волге. Целый месяц художники писали с натуры волжские пейзажи. Илья Репин писал о нём: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».Признанный мастер, автор «Бурлаков на Волге» восхищался: «Oн поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно цельную картину крутого берега… Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман...»Уже к 1871 году Фёдор Васильев был выдающимся явлением русского искусства. А сам художник, которому был тогда всего двадцать один год, вошёл в пятёрку самых признанных отечественных пейзажистов 19 века. Но зимой 1871 года художник простудился на катке и вскоре заболел чахоткой. Правда, Илья Репин вспоминал потом, что Васильев покашливал ещё и годом ранее. Болезнь Федора обеспокоила графа Строганова, и он отправил живописца летом в свое имение в Харьковской губернии. Но Фёдор не поправлялся, он по-прежнему много работал, будто предчувствовал, что жизнь скоро оборвётся…Весной 1873 года Федор Александрович так ослаб, что уже не мог держать кисть, не выходил из дому, потерял голос… После смерти Васильева Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нём гениального художника». Ф.А. Васильев был похоронен в Ялте, на Старомассандровском кладбище. Позже на месте, где находился дом, в котором он жил, установили бронзовый бюст.Через три месяца после его смерти И.Н. Крамской, И.И. Шишкин и писатель Д.В. Григорович организовали в Обществе поощрения xyдожников посмертную выставку работ Васильева. Главной ее целью была распродажа наследия покойного, которая позволила бы покрыть его долг обществу. И- случай небывалый! - все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были распроданы с выставки, состоявшейся в начале января 1874 г., еще до ее открытия. Павел Третьяков сразу купил 18 картин, а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников. Текст отсюда.В Крымских горах
Серия сообщений "Painting7":
Часть 1 - Окружающий мир – отражение нас самих. Художник У Гуаньчжун / Wu Guanzhong (Китай, 1919-2010).
Часть 2 - Самое важное в жизни – быть счастливым. Дети в живописи Марии Магдалины Остхейзен / Maria Magdalena Oosthuizen (ЮАР, 1972).
...
Часть 26 - Живет повсюду красота... Художник Michael Humphries / Майкл Хамфрис (США).
Часть 27 - Как хорошо... Японские художники Nishimura Goun / Нисимура Гоун (1877-1938) и Hashimoto Kansetsu / Хасимото Кансэцу (1883-1945).
Часть 28 - Гений, в полном смысле этого слова! Художник Васильев Федор Александрович (Россия, 1850-1873).
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru